Фото: mieff.com Шестой фестиваль MIEFF прошел в Москве. Кинокритик Анна Стрельчук о том, как экспериментальное кино перестает быть скучным и снобистским повторением

Фестиваль, который проходил с 11 по 17 августа, состоял из всероссийского и международного конкурса, программу которого вела Рита Соколовская, а также в параллельных программах.

Кураторский раздел «Как долго это длится?» Объединил фильмы на футуристическую и «постчеловеческую» тематику; Программа «Перекресток» (куратор Кирилл Роженцов) была посвящена развитию международного сообщества вокруг экспериментального кино. Кроме того, прошла ретроспектива классика американского экспериментального кино Натаниэля Дорски. Шоу дополнила онлайн-программа GLAZOK.TV.

MIEFF растет, реформируется и набирает популярность у широкой аудитории (пока в основном москвичей): его площадками в этом году станут летний кинотеатр Garage Screen Музея современного искусства, Illusion, недавно открывшийся «Художественный», «Рассвет» и Центр документальных фильмов. Почему экспериментальное кино становится инновационным и привлекает все больше и больше зрителей?

Темы

Экспериментальное кино выходит за рамки экрана и кино. В 2020 году это подтвердила программа Fireworks с перформансами, инсталляциями, 3D-видео и другими визуальными формами. В этом году издание расширяет онлайн-программу ГЛАЗОК, составленную Кириллом Роженцовым.

Этот весьма успешный отбор отражает весь фестиваль: заботу об обществе контроля («За красными чертами»); стать меньшинством, точнее животным в духе кафкианской «трансформации» («Дом пуст»); вы играете со временем и играете время вместе с нами («Разрыв второго»); экологические проблемы — загрязнение и деградация реки через призму личных историй нескольких женщин («Черные воды»); тьма, разложение, призрак и хтон («Выпей тьму»).

Кадр из фильма «За красными линиями»

Кадр из фильма «Выпей тьму»

Экспериментальное кино входит в жизнь, становится чем-то большим, и это позволяет движущемуся изображению быть актуальным. Однако это отнюдь не означает, что в конкурсной программе MIEFF нет неуспешных фильмов, подчиняющихся логике производства видео-арта на магнитной ленте, но это естественное явление для фестивалей.

Горизонтальность и язык

Когда жизнь имитирует искусство, все становится исследованием, перформансом, наблюдением. Это энергоемко, но весело и иногда действительно того стоит. Команда MIEFF решила сделать фестиваль экспериментальным, то есть создать горизонтальную некоммерческую организацию с равной юридической ответственностью всех соучредителей. И хотя горизонтальная организация не панацея, художественное мероприятие выиграет от отсутствия иерархии и демократизации. На самом деле это уже происходит (даже если результат эксперимента, по мнению самих участников, станет известен хотя бы через три года «горизонтальности»).

Фестивальную программу обогатили кураторская секция Дмитрия Фролова «Как долго это длится» и межкультурная платформа «Перекресток», в которую вошли проекции проекта развития видеоарта «Скрытые субтитры» и взаимный обмен с Tokyo Experimental Film. Фестивальный имиджевый форум.

Примечательны две работы, разворачивающиеся на микрополитическом уровне: анимация «Разница, повторение и кофе» японки Маса Кудо — исследование границ анимации в работе со временем и пространством. Кроме того, это произведение легко воспринимается и самоуничижительно, что освобождает его от претенциозности.

Другой фильм «Перекресток» — «Ночная лошадь» Йеруна ван дер Стока. Он полностью собран из фрагментов прямых трансляций с камер видеонаблюдения. Исследуя проблемы общества цифрового наблюдения в духе концепции «идеальной тюрьмы» Иеремии Бентама, режиссер обращается к будущему человечества и сосредотачивается на одинокой лошади, отдыхающей в своем уютном вольере под безжалостным взглядом цифровой камеры. В общем, страшный фильм о вездесущем контроле, столкнувшись с этим образом, находит в нем парадоксальное спокойствие.

Еще одно важное следствие горизонтальной организации — главная тема фестиваля «1001 способ найти дом». Это исследование окружающего нас пространства или жилищ, иногда понимаемое очень узко, вплоть до границ нашего собственного тела, а иногда очень широкое, вплоть до всей планеты. Дом также является убежищем, убежищем, что означает включение (включение), гендерное и географическое разнообразие и свободу в выборе средств выражения, то есть кинематографического языка. Кураторы обращают внимание на репрезентацию, которая, как и выбор женского начала, увеличивает вероятность того, что на следующем фестивале будет больше независимых и отличительных голосов.

Смутные времена

Эти голоса составляют хор, поющий «мрачные песни о мрачных временах», как Брехт цитирует один из фильмов международного конкурса «Мы найдем тебя, когда солнце станет черным» бельгийского художника Анука де Клерка.

Этот трагический рефрен может сказать о нас то, что не так очевидно при просмотре каждого фильма.

6-й Московский фестиваль экспериментального кино показал не столько желание найти дом, сколько то, что бессознательно движет этим желанием: уязвимость, хрупкость, незащищенность, экзистенциальная природа времени, в котором мы живем, и пространство мира, которое есть в шаге от катастрофы.

Первое, с чем мы столкнулись с фактом нашей слабости и смертности — пандемия — всячески понимается и сублимируется. Будь то постмодернистская вариация эссе Жоржа Батая «Анус Солнца», как в сотрудничестве между художницей Линн Сакс и поэтессой Энн Лесли Селсер, или просто свидетельства сновидений во время изоляции, как в фильме Дины Караман средней продолжительности. Письма о конце света. Это снимок концепций и проблем, которые преследуют общество в наши нестабильные времена.

Кадр из фильма «Письма на конец света»

Нестабильность и протестизм идут рука об руку. Рыба-протея обитает в океане, а фильм Ван Юяна «Тысяча и одна попытка стать океаном» основан на структуре коллажа и полностью состоит из популярных видеороликов YouTube, которые можно объединить в Instagram @ifyouhigh.

Кадр из фильма «Тысяча и одна попытка быть океаном»

Работа Юяна — это документирование цифрового потока, онлайн-реальности (то есть виртуальности) и чистой поверхности, аналогично современному мышлению — серфингу в сети в циклической логике удовольствия.

В трудные времена поют песни на смерть, как в одноименном фильме тайского режиссера Коракрита Арунанондчая, соотечественника Апичатпонга Вирасетакуна, снявшего калейдоскопический фильм о смерти как о личной и политической.

Кадр из фильма

Наследие русского космизма отражено в фильме итальянца Антона Видокле «Автотрофия» по текстам Вернадского и Чекрыгина. Работа была представлена ​​на международный конкурс.

Вообще смерть — это духовный узы русского народа. Неслучайно российские режиссеры умели снимать о смерти как никто другой (пока еще уникальный феномен некрореализма в кино), а русские писатели (от Толстого до Елизарова) — пишут. В нынешнем российском конкурсе фестиваля смерть предстает во многих своих лицах: как война на Донбассе — в фильме украинского режиссера Даны Кавелиной «Письмо на Горлицу», как революция — в экспериментальном фильме, сотканном из новостей (в стиль Вертова) «Снова мосты в городе», как и рассказ в «Информационном поле» Александры Аникиной.

Кадр из фильма «Письма к горлице»

Смерть как (родная) земля, раскол, разложение, коллективность, национальность — в видеоэссе Сони Петренко «Смятение — моя земля». Единство начала и конца, динамического и статичного — в поэтическом очерке Александра Козьмы «Конечная станция всех электропоездов, трамваев и даже электрочайников».

Дегуманизация

В экспериментальном кино сложился стереотип скучного и пафосного зрелища, непонятного рядовому зрителю. И дело не только в пороге входа. Если бы вопрос понимания решался путем взгляда, критики относились бы к экспериментальному кино более благосклонно. Но даже среди них большинство в лучшем случае его игнорируют, а в худшем просто не переносят, не считая кинотеатр по всем параметрам, осторожно обходя участки, в которых он расположен.

Что касается фестивалей, посвященных исключительно экспериментальному кино, таких как Franco-German Rencontres Internationales или Swiss Videoex, то в них участвует больше искусствоведов, чем кино. Исключение составляют критики, которые напрямую занимаются нетрадиционным и ненарративным кино и видеоартом.

Похоже, это связано с тем, что сама суть экспериментального кино предполагает, что к нему нельзя привыкнуть и подготовиться. Однако для развития навыков, появления фестивалей, наград, критериев отбора это направление в искусстве должно обрести некие устойчивые структуры и принципы.

Кто мы такие, скажите. Марк Баудер

Один из этих принципов — дегуманизация. Это концепция, сформулированная в начале 20 века философом Хосе Ортега-и-Гассет в отношении искусства модернизма и авангарда. Когда мы не можем соотнести искусство с собой, идентифицировать себя с ним, это дегуманизация. Следовательно, одна из причин, по которой экспериментальное кино может раздражать, — это претензии на элитарность, «чистое искусство», лишенное всего «слишком человеческого», непонятное для обывателя и «массового человека» с его потребностью в реализме и достоверности.

В современном мире эта концепция проблематична, поскольку (кинематографический) авангард либо просто мертв, либо не существует в том виде, в каком он существовал в начале 20 века: стало очевидно, что сама идея элитарности, изоляции из обыденной и повседневной жизни он стал вульгарным — он успешно капитализируется, поглощается поп-культурой и контролируется различными учреждениями и аппаратами.

Теперь художники-экспериментаторы, помещенные в капиталистический контекст вокруг искусства, оказываются на стороне наивных простых людей с массовым сознанием, которых критикует Ортега. Эти художники пассивно принимают правила игры, производя тот самый «снобский», «непонятный» продукт, «говорящий на сложном кинематографическом языке» (но на самом деле легко читаемый, узнаваемый и модный), который мы все представляем, когда думаем о современное искусство и видеоарт, в частности.

Сегодняшние зрители уже насмотрелись и поэтому могут легко распознать дешевый реквизит и провокации, а это значит, что для того, чтобы движущееся изображение могло проявиться в экспериментах, необходимо что-то еще. Если раньше новаторское искусство требовало дегуманизации, то теперь необходима гуманизация, подход к человеку.

Похоже, что организаторам MIEFF тоже удалось уйти из искусства кино, в том числе благодаря переосмыслению фестивального процесса.

spoiler title = «Источники» [Источник] [/ spoiler]