Фото: Анастасия Радуга / БУ: К Несмотря на значительные изменения в принципах передвижения по планете, частная авиация смогла удивительно гибко адаптироваться к новым реалиям и даже продемонстрировала рост

COVID-19 дисциплинировал даже самую требовательную публику, вертолеты и компактные бизнес-джеты внезапно «вошли» в Россию, и сама отрасль собирается начать работать в качестве цифрового такси (Uber, Yandex Go, Whelly) и уже принимает платежи в криптовалюте в России. Европа. Во многом благодаря усилиям Ираклия Литанишвили, основателя и владельца группы компаний Aim of Emperor.

В период тотальной изоляции жизнь и бизнес претерпели кардинальные изменения. Как массовое закрытие границ повлияло на поведение и привычки пассажиров частных самолетов?

Больше нет паники и ажиотажа, их сменила озабоченность частыми изменениями правил и ограничений полетов. Например, пассажиры владеют недвижимостью за границей, но не имеют статуса ВНЖ. Если до пандемии они зафрахтовали самолет и улетели, то теперь законность таких действий в разных странах вызывает вопросы.

При выборе направления пассажиры чартерных рейсов теперь руководствуются не собственными предпочтениями, а открытием границ. Они не хотят рисковать своим отпуском и перестраховываются на случай, если что-то пойдет не так. Поэтому сейчас они летают в основном только в те страны, которые открыты в текущем сезоне. Например, в новогоднюю ночь были Объединенные Арабские Эмираты, Мальдивы, Танзания, весной был большой спрос на Турцию. После закрытия последнего часть рейсов была отменена, а часть перебронирована на юг России, что еще раз подтверждает тенденцию к выбору открытых маршрутов.

Перспективы чартерных пассажиров изменились: если в прошлом году все еще наблюдалось неприятие новой «сохраненной» реальности, то в этом году и брокеры, и их клиенты стараются минимизировать риски, трату денег и времени и скорректировать свои планы в соответствии с этими открытыми направлениями в это время.

Пандемия удержала пассажиров от использования чартерных бизнес-джетов?

Скорее наоборот, привлекало их. Причем не только уже летящих пассажиров, но и тех, кто до пандемии не считал частную авиацию своим видом транспорта. В 2020 году эти пассажиры прибыли на волне репатриационных рейсов, и впоследствии, когда начали ослабевать жесткие ограничения, выбор в пользу частных самолетов стал диктоваться соображениями безопасности и здоровья. В результате те, кто до пандемии летал первым и бизнес-классом, очень быстро почувствовали, что такое частный рейс: рост этого сегмента за счет этих клиентов составил в нашей компании около 74.

О том, что аренда частного самолета может быть вполне доступной, некоторые владельцы бизнеса узнали только во время пандемии. Кроме того, частный самолет вернул людям чувство безопасности: пассажиры проходят процедуры в аэропорту в отдельных терминалах, летают с близкими в продезинфицированном самолете. Важную роль играет цена: стоимость бизнес-класса на регулярных авиалиниях выросла настолько, что в некоторых случаях выгоднее арендовать весь самолет для семьи или бизнеса.

Например, Женева — Ницца — Париж будет стоить около 6 тысяч евро на двух-четырех человек на небольшом самолете. При этом вы знаете, что табло закреплено за вами, время фиксировано. Во многих случаях аренда самолета для компании численностью до десяти человек сегодня сопоставима с ценой бизнес-класса на регулярный рейс.

Ваша группа инвестирует в Россию, открывая новую российскую авиакомпанию. В 2020 году, за несколько дней до блокировки, вы получили сертификат российского оператора авиакомпании SkyLight Airlines. Чем объясняется приход европейских инвесторов на российский рынок?

Выход на рынок объясняется высоким потенциалом гармоничного развития деловой авиации как коммерческого транспорта в России и Евразийском экономическом союзе.

На наш взгляд, время для запуска нового трейдера выбрано удачно: в условиях реальной трансформации рынка усилия российских министерств и ведомств по улучшению инвестиционного климата становятся очевидными и привлекательными. В частности, Росавиация создает условия для внесения частных воздушных судов в российский авиационный регистр, и мы уверены, что перерегистрация воздушных судов в реестре РА вскоре станет общей тенденцией.

Пассажиры проходят процедуры в аэропорту в отдельных терминалах, летают в кругу близких, в продезинфицированном самолете.

Повлияла ли изоляция на первые шаги новой авиакомпании SkyLight»?

Не так критично, как могло бы быть, хотя сертификат российского авиаперевозчика мы получили всего за несколько недель до блокировки. На данный момент могу сказать, что наше предложение очень популярно: в парке уже несколько вертолетов и бизнес-джетов.

Однако, когда границы были впервые закрыты, мы решили воспользоваться вынужденной паузой для реализации тех планов, которые не имели отношения к текущей деятельности авиакомпании.

Так, при содействии Росавиации прошел сертификацию легкий реактивный самолет HondaJet компании Honda, дилером которой мы являемся. Эта машина начала летать в России, о ней заговорили. Произошло это, в том числе, благодаря карантину: у людей просто было свободное время подумать о новых видах транспорта. А самолет HondaJet своими компактными размерами, футуристическим дизайном и технологиями больших лайнеров формирует новое мировоззрение и отношение к полетам на каждый день. Фактически, мы прошли сертификацию для крупной маркетинговой компании, которая продемонстрировала рынку возможности малой авиации.

Куда движется отрасль в целом и ваша группа как ее часть?

У нас есть две авиакомпании в Aim of Emperor: одна российская, другая европейская, а также два крупных брокера, которые также предоставляют услуги по чартеру частных бизнес-джетов и гостиничному сектору по всему миру. Сегодня мы закрываем весь спектр услуг, связанных с бизнес-авиацией.

В составе группы три блока: авиационный, топливно-наземный и ИТ. Начинали постепенно: лизинг, затем управляющая компания, затем авиакомпания с собственным флотом, а затем вся вспомогательная деятельность. Развив эти направления в Европе, мы переехали в Российскую Федерацию. Мы привнесли в сектор опыт, знания и инвестиции, чтобы в стране появлялось больше самолетов для широкого круга потребителей — не секрет, что туризм в России часто является «вертолетом», если вы хотите добраться до поистине нетронутых уголков страны. Это, кстати, значимая российская особенность, и я должен сказать, что инфраструктура в целом к ​​этому готова.

Что касается ИТ, то здесь мы хотим оцифровать отрасль и наши планы не ограничиваются каким-то конкретным регионом. Это будет Европа, постсоветское пространство, США. Это международный проект. Короче говоря, мы приводим стандарты цифровых такси: Uber, Yandex Go, Whelly. В нашем случае через приложение можно точно так же забронировать бизнес-джет любого класса. Система позволяет вам выбрать самолет от легкого до тяжелого класса в зависимости от необходимого количества пассажиров и мгновенно произвести оплату с помощью различных типов платежных систем, избегая потери времени по сравнению с аналоговыми системами бронирования. Функционал оплаты криптовалютой появится в ближайшее время, мы, по сути, здесь первопроходцы.

Как обстоят дела с другой вашей авиакомпанией, Emperor Aviation?

В мае мы приобрели Bombardier Global 6500, и на подходе еще один дальнемагистральный бизнес-джет Global 7500.

Emperor Aviation — наша флагманская авиакомпания, отвечающая всем стандартам деловой авиации. В основе безопасности полетов и прозрачных взаимоотношений с клиентами — колоссальная работа всей команды. Мы регулярно проводим внешние аудиты, подтверждающие наше соответствие международным стандартам. Мы успешно подтвердили сертификат IS-BAO Level II и теперь вводим новые рабочие стандарты, чтобы пройти более строгий аудит IS-BAO Level III. Этот сертификат IBAC полностью соответствует требованиям ИКАО.

Соблюдение международно признанных стандартов положительно влияет как на качество услуг, так и на отношения с клиентами. Владельцы самолетов доверяют нам и видят в нас безоговорочных профессионалов своего дела. Мы очень ценим это, тем более что некоторые из наших клиентов приходят в Ocean Sky вместе с нами.

Кстати о последнем. Она рассказала, что с тех пор, как она работала в британской авиакомпании Ocean Sky, с ней сотрудничали многочисленные владельцы бизнес-джетов. Как случилось, что они перешли с одной авиакомпании на другую? Лично из-за тебя?

Полагаю, это тоже из-за меня. Владельцы оператора Ocean Sky решили закрыть компанию. И я не хотел остаться без работы. Поэтому я решил создать свою авиакомпанию для тех клиентов, которые лично мне доверяли.

В любой авиакомпании бизнес-авиации при общении с клиентом есть два ключевых момента: правильное управление активами и прозрачная финансовая отчетность по ним. Во время работы в Ocean Sky мы создали оба этих механизма силами команды, которая позже перешла на работу в Emperor Aviation. И около 70% клиентов, с которыми мы работали, ушли вместе с ней. Только потому, что они поверили в нас и пошли вместе с нами. Сегодня они продолжают работать с нами, приводят своих друзей, во многом благодаря им, у нас органический рост.

Конечно, это был риск. Мы, в то время рядовые руководители, взяли на себя и закрыли некоторые финансовые обязательства перед владельцами самолетов. Среди этих обязательств были, например, расходы на передачу самолетов в другие юрисдикции и так далее. И риск стоил. Потому что в итоге мы построили не только авиакомпанию Emperor Aviation, но и целую группу с диверсифицированным бизнесом в сфере бизнес-авиации.

Я выпью, если скажу, что все это произошло только благодаря уверенности в себе. Существование Emperor Aviation основано на колоссальной работе команды и надежности, полученной от наших клиентов и партнеров в начале пути. Я убежден, что прозрачные и доверительные отношения останутся отличительной чертой как Emperor’s Aviation, так и всей группы Aim of Emperor.

spoiler title = «Источники» [Источник] [/ spoiler]